МОУ "Раскильдинская СОШ"

 

Химия.

 

Элективный курс по химии

 

«Мы от химии зависим :с  ней едим, живем и дышим»

 

                                              Составитель: учитель химии

МОУ «Раскильдинская СОШ»

                                                      Аликовского района ЧР

                                                                   Осипова Г.М. 

Раскильдино 2006

 

                                                       Пояснительная  записка.

 

       Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация .Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам ,что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности .Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический профиль .Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам  предпрофильного  обучения и обладает новизной для учащихся.

Элективные курсы по химии в 9-х классах призваны развивать интерес к этой удивительной науке .формировать научное мировоззрение ,расширять кругозор учащихся ,а также способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля .Кроме того ,курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии ,валеологии ,поэтому он будет полезен многим учащимся .    

Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных отраслях народного хозяйства ,в быту ,а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией ,повысить их познавательную активность ,расширить знания о глобальных проблемах ,развить аналитические способности .

Содержание элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся ,ответственного отношения к природе ,обоснования необходимости вести нормальный образ жизни ,чтобы сохранить здоровье каждого человека и всего общества .Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента  содержания химического образования ,т.к. предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём ,воспитания культуры поведения в мире веществ и химических превращений .

Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем ,которые ставит перед нами сама жизнь .

Этот элективный курс даёт возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

-системность;

-целостность;

-объективность;

-научность;

-доступность для учащихся основной школы;

-реалистичность;

-практическая направленность.

Образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент , обеспечивает необходимой информацией интеграцию химического ,биологического ,географического характера .

Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников ,следовательно ,сделать обучение более интересным ,соответственно получить более высокие результаты .

В содержание программы заложены следующие идеи:

-природа в своём развитии находится в динамическом равновесии;

-при взаимодействии природы и человека изменяются компоненты окружающей среды ,что приводит к смещению природного равновесия;

-химические знания необходимы для разумного  решения возникших проблем .

Ведущая идея курса развитие химической науки служит интересам общества ,призвано улучшать жизнь человека и решать проблемы ,стоящие перед человеком и человечеством .Следовательно ,вещества нужно изучать ,чтобы правильно их применять .

 

                                      Основные цели элективного курса:

 

1.Вооружение учащихся знаниями о веществах ,которые нас окружают в повседневной жизни.

2.Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества ,показ значения химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки .

3.Развитие внутренней мотивации учения ,повышения интереса к познанию химии .

4.Развитие личности учащихся средствами данного курса .

5.Обеспечение химико-биологического образования ,развития экологической культуры учащихся

Задачи курса:

1.Сформировать у учащихся сознание необходимости:

А) забодиться о своём здоровье;

Б) изучать вещества , окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять.

2. Научить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку, сформировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды.

3.Развить у учащихся специальные умения и навыки обращения с веществами, научить выполнять несложные исследования ,соблюдая правила техники безопасности.

4.Расширить кругозор учащихся.

5.Развить у учащихся обще-учебные умения и навыки: работать с научно-популярной и справочной литературой , сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал , делать выводы.

6.Развить у учащихся самостоятельность и творчество при решении практических задач.

7.Использовать и развить межпредметные связи химии с биологией, физикой, географией, математикой.

  В настоящее время под лозунгом  гуманитаризации обучение происходит сокращение учебных  планов в области естествознания. При этом забывается , что химия как наука, занимая одно из центральных положений в естествознании, составляет основу для формирования научного мировоззрения учащихся.Химические знания необходимы каждому человеку ,они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде ,необходимы в повседневной жизни ,Элективные курсы будут в какой-то степени решать те задачи ,которые на уроках химии не удаётся решить в полном объёме из-за дефицита времени .

Программа курса рассчитана на 17 часов .

 

                                                   Содержательная часть программы

 

Введение .Биосфера-среда жизни (1ч).

Биосфера .Глобальные экологические проблемы ,связанные с хозяйственной деятельностью человека.

Тема 1 .Атмосфера .Воздух ,которым мы дышим (4ч)

 Атмосфера .Состав воздуха .Кислород .Растения как поставщики и потребитель кислорода .Основные виды загрязнений и их источники .Кислотные дожди .

Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере .Парниковый эффект и его возможные последствия .

Озоновый слой ,его значение для жизни на Земле и нарушение целостности под действием фреонов (хладонов) .

Пути решения проблемы защиты атмосферы .Международное законодательство по охране атмосферы .Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях .

 

Практическая работа 1 . Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха .Состав воздуха в кабинете химии .Определение кислотности атмосферных осадков .

 

Тема 2 .Гидросфера. Вода ,которую мы пьём (4ч)

Гидросфера. Распределение вод гидросферы .Круговорот воды в природе ,его значение в сохранении природного равновесия .

Вода - универсальный растворитель .Химический состав природных вод . Жёсткость воды .Методы ,применяемые для очистки воды ,их эффективность .Водоочистительные станции .Санитария питьевой воды .Понятие о ПДК веществ в питьевой воде .

Охрана природных вод :законодательство ,международное сотрудничество .

 

Практическая работа 2 . Сравнение водопроводной и технической воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования .

 

Практическая работа 3 . Определение жёсткости  воды.       

 

 Тема 3 .Пища, которую мы едим (3ч)

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу .Пищевая ценность белков ,углеводов, жиров .Минеральные вещества :микро- и макроэлементы .Пищевые добавки .Синтетическая пища .

Процессы, происходящие при варке овощей .Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовления пищи .Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов .

Практическая работа 4. Определение нитратов в плодах и овощах.

 

Практическая работа 5. Изучение состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение влияние на организм.

 

Тема 4 .Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровья человека (2ч)

 Материалы, из которых произведены дома, мебель, покрытия. Пылевые загрязнения помещений. Радиационные загрязнения. Влияние шума на здоровье человека. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Вопросы экологии в современных квартирах. Приемы разумного ведения домашнего хозяйства.

 

Практическая работа 6. Определение относительной запыленности воздуха в помещениях.

 

      Решение задач с экологическим содержанием(2часа)

      Резервное время 1 час. Подведение итогов.

 

                                               Методическая часть программы.

Требования к усвоению учебного материала учащимися в результате изучения программы элективного курса.

Учащиеся должны знать:

- качественный и количественный состав воздуха;

- последствия загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей , промышленных отходах, средствах бытовой химии;

- проблемы загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);

- роль озонового слоя в биосфере, причины и последствия его истощения ( понятие «озоновой дыры»);

- содержание понятий «парниковый эффект», «кислотные дожди», пути решения проблем;

- примерный качественный состав природных вод;

- метод очистки пресной воды от загрязнений;

- нормирование качества питьевой воды;

- проблемы загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);

- проблемы пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);

- проблемы загрязнения мирового океана нефтью и нефтепродуктами, основные способы очистки водоемов от нефтяного загрязнения;

- состав пищи, пищевые  добавки, их действие на организм;

- проблемы, связанные с избытком минеральных удобрений в почве;

- состав строительных материалов, возможные негативные последствия, фенольные строения,  аллергические заболевания;

- основные источники и причины загрязнения окружающей среды металлами;

- требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;

- экологические проблемы местного значения;

- роль химии в решении экологических проблем.

Учащиеся должны уметь:

- составлять схему круговорота воды в природе, обосновывать его роль в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;

- оценивать состояния воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;

- раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их  пути решения;

- бережно относиться к воде, экономно ее расходовать;

- применять простейшие методы очистки питьевой воды;

- анализировать состав питьевых продуктов по этикеткам, выбирать безвредные продукты;

- использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем;

- приводить примеры загрязнения окружающей среды некоторыми соединениями;

- вести себя в природной среде в соответствии экологическими требованиями;

- критически оценивать состояние экологической среды своей местности и находить пути его улучшения.

 

  Элективный курс предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности личностно-ориентированных и развивающих, различные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, познавательные игры.

  Во вводной части курса рекомендуется основное внимание сосредоточить на тех явлениях, которые вызывают серьезную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации. К таким явлениям следует отнести глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов, нефтяные загрязнения.

 В основной части, состоящей из четырех тем, учащиеся должны найти ответы на вопросы: «Чем мы дышим?», «Что мы пьем?», «Что мы едим?», «Где мы живем?»

 Предполагается, что учащиеся в месте с учителем будут обсуждать и исследовать эти жизненно важные аспекты с экологических и валеологических позиций. Особое внимание следует уделить изучению последствий вредных веществ на организм человека и способом защиты от этих воздействий.

 Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Выполнение его формирует у учащихся навыки работы с веществами, практические умения и навыки, необходимые каждому гражданину. Кроме того, химический эксперимент выступает в роли источника знаний и формирует научную картину мира. Практические работы по своему содержанию приближены к жизни, т.к. предполагается исследовать жизненно важные объекты: воздух, воду, пищу.

 Необходимо использовать местный материал, по возможности организовать экскурсии в лаборатории СЭС, на водоочистительную станцию, кислородную станцию и др.

 Часть времени рекомендуется отвести на решение задач проблемного характера с экологическим содержанием, что обеспечит не только закрепление и развитие специальных навыков, но и формирование активной жизненной позиции.

 Усвоение материала по программе курса можно проследить через отчеты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, рефераты, анкетирование, тесты. Итоги работы можно сообщить на конференции, устном журнале и др.

 Формы организации учебной деятельности в рамках элективного курса: лекции с элементами беседы, семинары, дискуссии, практические работы исследовательского характера, конференции по проблемам защиты окружающей среды и валеологии, ролевые и познавательные игры.

 

 

Примерное те6матическое планирование учебного материала элективного курса.

 

Тема , изучаемые вопросы

Количество часов

Демонстрации, лабораторные опыты

Форма занятия

Образовательный продукт

Введение. Понятие о биосфере как о среде жизни человека. Глобальные проблемы экологии, связанные с хозяйственной деятельностью человека: кислотные дожди, уменьшение озонового слоя планеты, загрязнение природы тяжелыми металлами, нефтепродуктами

1

Видеофильм «Глобальные проблемы человечества», 1-я часть, фрагменты

Лекция с элементами беседы

Опорный конспект

Тема 1. атмосфера. Воздух которым мы дышим

4

 

 

 

Атмосфера. Состав воздуха. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди

1

Опыт, демонстрирующий образование кислоты при сгорании среды

Семинар-практикум

Диаграмма «Состав воздуха», таблица «Виды загрязнений»

Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон. Защитная роль озонового слоя на Земле, его значение для жизни и возможные последствия истощения

1

Опыт, демонстрирующий превращение кислорода в озон

Конференция

Доклады, сообщения учащихся

Пути решения проблемы защиты атмосферы. Сокращение выбросов углекислого газа за счет повышения эффективности топлив. Международное законодательство по охране атмосферы. Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях

1

Демонстрация коллекции различных видов топлива

Беседа, дискуссия

Тезисы, работа с документами

Практическая работа 1. определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Определение кислотности атмосферных осадков

1

 

Практическая работа с элементами  исследования

Отчет о практической работе

Тема 2. Гидросфера.  Вода, которую мы пьем

4

 

 

 

Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода – универсальный растворитель.  Жесткость воды

1

Лабораторный опыт, демонстрирующий свойства воды как растворителя

Беседа, лабораторный опыт

Работа с таблицей, отчет по лабораторному опыту

Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.

Практическая работа 2. Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязненной воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, pH, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования

1

 

Беседа. Практическая работа

Анализ данных о составе питьевой воды г. Ноябрьска, работа с документами, тезисы. Отчет о практической работе

Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность

1

Лабораторный опыт «способы отчистки воды»

Урок-экскурсия

Экскурсия на водоочистительную станцию

Практическая работа 3.  Определение жесткости воды

1

 

Практическая работа

Отчет о практической работе

Тема 3. Пища, которую мы едим

3

 

 

 

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу

1

Демонстрация этикеток от кондитерских изделий, маргарина, майонеза и других продуктов питания, которые мы покупаем в магазине

Устный журнал, практическая работа

Выступления учащихся, домашняя практическая работа, коллекция

Практическая работа 4. Определение нитратов в плодах и овощах

1

 

Практическая работа

Отчет о практической работе

Практическая работа 5. Изучение состава питания продуктов (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм

1

 

Практическая работа

Отчет о практической работе

Тема 4. Дом, в котором мы живем. Экология жилища и здоровье человека

2

 

 

 

Практическая работа 6. Определение относительной запыленности воздуха в помещениях

1

 

Практическая работа

Отчет о практической работе

Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Влияние шума на здоровье человека. Приемы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах

1

Демонстрация образцов строительных материалов

Лекция с элементами беседы или беседа (в зависимости от подготовленности учащихся)

Опорный конспект. тезисы

Решение задач с экологическим содержанием

2

 

Урок решения задач

Решение задач

Заключительное занятие. Подведение итогов. Анкетирование или сочинение на тему «Природа и мы»

1

Анкетирование, если есть возможность. Занятие можно провести в форме экскурсии на природу с целью анализа экологической обстановки; в местных условиях это может быть лес или болото, пострадавшее от нефтяных разливов

Всего часов

Практических работ

Лабораторных работ

Экскурсий

17

6

2

1

 

 

 

 

Литература

 

 

1.     Кузьменюк Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачев А.И. Экология на уроках химии. Минск: Красикопринт, 1996;

2.     Ревель П., Ревель Ч.  Среда нашего обитания: В 4 кн. В кн. 2: Загрязнение воды и воздуха. Пер. с англ. М.: Мир, 1995;

3.     Кукушкин  Ю.Н. Химия вокруг нас. Справочное пособие М.: высшая школа, 1992;

4.      Энциклопедический словарь юного химика. Под. ред. Д.Н. Трифонова. М.: Педагогика-Пресс, 1999;

5.     Попов С.В. Валеология в школе и дома. СПб.: Союз, 1997;

6.     Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия – в центре наук. В 2 ч. Пер. с англ. М.: Мир, 1983;

7.     Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. Сост. Н.И. Габрусева, С.В. Суматохин. 2-е изд., доп. М.: дрофа, 2001;

8.     Кузнецова Н.Е. К изучению эколого-химического материала. Химия в школе, 2004, №5;

9.     Шуляковский Г.М. Диоксины и окружающая среда. Химия в школе, 2001, №3;

10. Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать когда покупаешь продукты питания и готовишь пищу. Химии в школе, 1997, №5

11. Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровья человека. Химия (ИД «Первое сентября»), 2004, №12, 15, 19;

12. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. М.: Центрхимпресс, 2001;

13. Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. Химия в школе, 2000, №2;

14. Седельников В.П. Заботливая помощница. Киев: Рад. шк., 1999;

15. Макарова Л.Л., Санникова Т.Г. Глобальная экологическая сводка. Ижевск: ИД «Удмуртский университет», 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".